Подрезова Надежда Геннадьевна, воспитатель.

Формирование у детей привычки к ЗОЖ и основ безопасности жизнедеятельности в образовательном процессе.

Утренний прием осуществляется через прием детей и родителей на утреннем фильтре. Измерение температуры как у детей таки у родителей. Проводим беседу с ребенком о его самочувствии. Прием осуществляется в масках и экранах.

Для того, чтобы дети самостоятельно и под руководством воспитателя получали элементарные знания и навыки по формированию привычки к ЗОЖ в «Уголках здоровья» был накоплен богатый материал: дидактические игры, пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены.

С детьми ежедневно проводится утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика проводится в группе и спортивном зале, и сопровождается музыкой, что благоприятно влияет на эмоциональную сферу старшего дошкольника, способствует настроению детей.

Организовывали вместе с детьми простейшие практические ситуации, как поступить, если заложен нос, промокли ноги, как провести гимнастику для глаз, как заботиться о коже. Предлагаю им самостоятельно решать задачи, связанные со здоровым образом жизни и здоровье-сберегающим поведением: «Создаем азбуку здоровья», искали ответ на вопрос «Кто помогает нам быть здоровым, придумывали рекламу полезных для здоровья продуктов, придумывали рецепт «Салата здоровья», рисовали плакат для малышей «Как помочь увидеть хороший сон»«Безопасность на дорогах».

Обсуждали вместе с детьми разные картины: «Полезные для здоровья предметы и вещи»«Обереги здоровья»«Наши добрые помощники» (об органах чувств).

В соответствии с ФГОС для более эффективного решения образовательных задач области «Здоровье» мы взаимодействовали с областями: «Познавательное развитие» (расширяя у детей кругозор в части представления о здоровье и ЗОЖ).  

Социально – коммуникативное развитие (способствуя развитию свободного общения с взрослыми и детьми по поводу здоровья и ЗОЖ человека,накапливали опыт здоровье-сберегающего поведения в труде, осваивали культуру здорового труда«Чтение художественной литературы» (используя чтение художественных произведений для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье»).

Знакомили детей со стихами, пословицами, поговорками о здоровье, закаливании, гигиене, культуре еды. Читала детям литературные произведения соответствующей тематики, например, А. Барто «Наступили холода», А. Акулин «Ледоеды», В. Бондаренко «Где здоровье медвежье», С. Прокофьев «Силач», В. Голявкин «Про Вовкину тренировку». Активизировали творческую деятельность, предлагая детям рисовать или придумать загадки на тему здоровья.

Также в целях формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни мы использовали парные сюжетные картинки, где на одной из них изображен ребенок, который ведет здоровый образ жизни, а на другой – нет. Я побуждала детей выражать свое отношение к происходящему, оценить поведение персонажей и отметить, кто из персонажей нравится, кто - не нравится и почему. Организовывали встречи детей с людьми, чьи профессии связаны с охраной и укреплением здоровья (врач, мед-сестра,).

Развитие движений, воспитание двигательной активности старших дошкольников осуществлялись во время прогулок. Каждая прогулка имела определенное содержание. Так, для прогулки мы разработали систему народных подвижных игр, эстафет, соревнований. Собирали природный материал для дальнейшей работы с ним в группе.

Большое значение уделялось организации полноценного дневного сна. Для засыпания детей использовались различные методические приемы: колыбельные песенки, слушание классической музыки и сказок. После дневного отдыха проводилась гимнастика после сна в сочетании с профилактическими процедурами и массажем. Вечернее время было предназначено для снятия утомления. Поэтому больше включалось мероприятий на расслабление: минутки шалости, радости, минутки музыки, смехотеропии, сказкотерапии.

Процесс формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни тесно связан с формированием культурно – гигиенических навыков, с охраной их жизни и здоровья. В нашем детском саду постоянно осуществляется медицинский контроль за состоянием здоровья детей, проводятся профилактические мероприятия для его укрепления.

Эффективное формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни может осуществляться только при точном соблюдении режимных моментов детского сада.

Режим дня – это не просто регламентированное время препровождения, а специально организованная жизнь детей, имеющая оздоровительное и воспитательное значение. Режимные моменты способствуют воспитанию у детей, прежде всего, культурно-гигиенических привычек. Навыков общения со сверстниками и взрослыми, дисциплинируют воспитанников, помогают им быть активными, самостоятельными. Поэтому мы четко соблюдали режимные моменты, следили за тем, чтобы дети не перевозбуждались, дозировали нагрузку, избегали однообразия и монотонности детской деятельности.

Основными педагогическими формами и методами формирования психологического здоровья детей являлись: разрешение проблемно-практических ситуаций; игры-драматизации; подвижные игры; чтение и анализ сказок; беседы; творческие игры; сочинение сказок; коллективный радостный труд.

Особое внимание в системе ЗОЖ мы уделяли проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.

Для этого мы использовали нетрадиционные методики оздоровления детей.

Профилактика плоскостопия: использование ходьбы по «дорожкам здоровья», специальные комплексы упражнений по профилактике плоскостопия, самомассаж стоп. Профилактика сколиоза: использование упражнения «Ладошки на стене», упражнения на напряжение и расслабление мышц спины, грудной клетки и живота. Для развития мелкой моторики рук, способности координации движений, активизации речевого развития использовали пальчиковую гимнастику. Пальчиковая гимнастика является действенным способом повышения сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям, а также средством управления своим телом, что предотвращает возможность возникновения детских неврозов. Для повышения обще-го жизненного тонуса, устойчивости организма к заболеваниям дыхательной системы, укрепления диафрагмы, улучшения деятельности сердечно-сосудистой системы использовали в работе с детьми различные виды дыхательных гимнастик.

В нашей работе важен индивидуальный подход к личности каждого ребенка, учет его возрастных особенностей. Так как старшие дошкольники, как дети одной и той же возрастной категории, имели разные представления о здоровом образе жизни, работа проводилась дифференцированно, с учетом интересов, потребностей и уровня знаний детей.

 Оздоровительные силы природы имеют огромное значение для здоровья детей:

· Регулярные прогулки

· Солнечные ванны

· Водные процедуры

· Закаливание

· Регулярное мытье рук с мыло

· Полоскание рта после приема пищи

· Питьевой режим

· Кварцевание

· Проветривание

· Одежда детей в соответствии с температурным режимом

Так же очень важным является уборка помещения в соответствии графиком.

3 сентября 2021 в 11:50

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.