Подрезова Надежда Геннадьевна, воспитатель.

Юридическая информация: администратором (и лицом несущим всю ответственность за всё содержание, включая файлы) сайта 27149.maam.ru и данной страницы является пользователь МААМ Надежда Подрезова (УИ №2416610, действует на основе Пользовательского Соглашения МААМ). СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Сенсорно- двигательные игры для детей дошкольного возраста.

В раннем возрасте у ребенка закладываются такие важные качества, как моторная ловкость, сенсомоторная координация, чувство равновесия, соразмерность и целеноправленность движений и др.

Общее развитие ребенка раннего возраста невозможно без базового телесного ощущения самого себя. Переживание своего движения, равновесия и чувства осязания поверхности своего тела- пространственный образ себя- играет важную роль построении ребенком своих психологических границ и, следовательно, является важнейшим условием становлением самосознания. Ощущение себя в границах тела и выстраивание границ «Я и мир» имеет большое значение в различных областях развития ребенка: в предметной, познавательной, учебной деятельности, в контактах с окружающими людьми, как со взрослыми, так и со сверстниками, в становлении самостоятельности. От овладения своим телом, произвольного управления им, от адекватной тактильной чувствительности зависит и формирование произвольности поведения, внимания, зрительного- пространственная ориентация

В настоящее время все больше детей раннего и дошкольного возраста испытывают те или иные затруднения в развитии. Среди них наиболее часто встречаются расторможенность, двигательная неловкость, задержка моторного, речевого, эмоционально-волевого развития.

Пространственный образ Я складывается в раннем возрасте- в 1-3 года. Именно в этот период помощь взрослого наиболее  эффективна и помогает предотвратить серьезные проблемы в более поздние периоды.

В народной педагогике предоставлено множество игр, позволяющих в наглядно- образной форме целенаправленно формировать у детей собственный пространственный образ. Часть из них известна как потешки и пестушки. Они непременно сопровождаются как ритмичными стихами или песенками, так и движениями (касание, поглаживание, похлопывание, качание, подбрасывание). Некоторые из игр предполагают подражающие жесты и движение в кругу. Эти игры для малыша форме предъявляют образцы осмысленных и понятных ему движений и побуждают к их воспроизведению.  Внешнее и внутреннее уподобление, проигрывание своего действия становятся условием его чувствования, осознания. Такие игры можно назвать сенсорно- двигательными. Им присущи следующие черты:

· Рифмированный текст или песенка, которые создают целостный образ и эмоциональный фон;

· Ритмичные движения, в которых присутствует чередование контрастов: быстро-медленно, высоко-низко, далеко-близко, крепко-нежно и т.д.;

· Повторы, предполагающие различные качества и вариации движений;

· Эмоциональное напряжение и расслабление по ходу развития сюжета, которые малыш переживает вместе с близкими взрослыми.

Можно выделить два вида игр и, соответственно, два уровня сложности: простые (сенсорно- двигательные) и сложные (образно-жестовые). В простых играх используются образы, относящиеся к повседневной жизни ребенка раннего возраста: к умыванию, одеванию и т.п., где важным элементом является непосредственное восприятие собственного тела в контексте обыденной жизни. В сложных играх (музыкально-ритмические или хоровые) сюжет составляют отвлеченные образы- движения животных, явление природы, что предполагает сложные и дифференцированные движения. По существу это жесты с участием воображения. Предназначены  такие игры для детей дошкольного возраста.

3 сентября 2021 в 08:03

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.